Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С
01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные
стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные
государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование -
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их
обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым
социальным ожиданиям, школьным образовательным нормативам успешности,
установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные
потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых
материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными
потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах
общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского
образования.
Образовательная политика России
ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в
образовании.
Инклюзивное образование - это такая
организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их
физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и
иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия
для получения образования указанными обучающимися.
Под
специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в
отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованных
помещений для проведения практических занятий, приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека не
приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортзал не приспособлен
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средств обучения и
воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья нет.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Беспрепятственного доступа
в здание образовательной организации нет.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Официальный информационный
портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Ссылка: http://gia.edu.ru/ru/
Федеральный институт
педагогических измерений
Ссылка: http://www.fipi.ru/
Интерактивные курсы на
Учи.ру
Ссылка: https://uchi.ru
Региональный центр
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
«Альтаир»
Ссылка: https://altairdonso.ru
Интерактивная цифровая
платформа для профориентации школьников "Проектория"
Ссылка: https://proektoria.online
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Официальный информационный
портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Ссылка: http://gia.edu.ru/ru/
Федеральный институт
педагогических измерений
Ссылка: http://www.fipi.ru/
Интерактивные курсы на
Учи.ру
Ссылка: https://uchi.ru
Региональный центр
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
«Альтаир»
Ссылка: https://altairdonso.ru
Интерактивная цифровая
платформа для профориентации школьников "Проектория"
Ссылка: https://proektoria.online